top of page

Почему самые родные жалят больнее всего?

  • Анна Леви
  • 5 авг. 2015 г.
  • 5 мин. чтения

Как известно, критика всегда воспринимается как нечто негативное. Нам очень не нравится, когда нас критикуют, хотя критика не всегда бывает злом, иногда она очень даже конструктивна.

С чужими людьми все проще. Если я заинтересован в продолжении отношений с этим человеком, я, скорее всего, сжав зубы, прислушаюсь к его критике и сдержусь от острого словца в его адрес. Если я не заинтересован в общении с ним, то на его критику я могу отреагировать по-разному: ответить ему тем же, проигнорировать, сославшись на его слабее умственные данные и вообще – забыть о существовании этого человека.

В любом случае критика задевает, но почему-то особенно обидно, когда она исходит от самых близких нам людей: мамы-папы, мужа-жены, детей и т.д., хотя именно от этих людей больше всего ждешь поддержки и понимания.

Недавно я попросила одного близкого человека (и это был не мужчина) воздержаться от критики моей внешности, потому что мне это неприятно. В ответ я услышала, что я вообще очень обидчивая и что кто как не родные люди могут указать тебе на недостатки. Согласна, есть вещи, услышать о которых от чужих людей, например о том, что у тебя несвежее дыхание, было бы просто катастрофой. А вот близкие люди могут тебе потихоньку шепнуть, мол, пожуй жвачку, и это будет звучать не так обидно. Такие замечания только идут на пользу.

Но я говорю о той критике, под которой скрываются элементарные придирки, общее недовольство человеком, зависть, обида, злость, разочарование и т.д.

А еще почему-то мы считаем близких мусорной корзиной, в которую мы сбрасываем накопившееся за день раздражение, обиду, усталость. Причем свою злость мы срываем не на ее источнике, а на близком человеке, который «просто попался под горячую руку».

Я задумалась, почему так происходит и главное, как с этим бороться?

Для начала нужно понять психологический механизм критики. Говоря терминами Эрика Бёрна, критикующий – это «Родитель», а тот, кого критикуют, автоматически попадает в позицию «Ребенок». Это значит, что обычно критикующий человек ставит себя выше того, кого он осуждает. Критика всегда идет сверху вниз. Отсюда назидательный тон, излишняя эмоциональность, негативная оценка и вторжение на чужую «территорию». Ведь «Родитель» может позволить себе все это по отношению к «Ребенку».

Однако мы постоянно меняемся этими ролями, и даже наш ребенок (сын или дочь) могут по отношению к нам выступать в роли «Родителя», например, когда молодежь учит предков, как пользоваться айфоном или в принципе - жить.

И это неудивительно: мы живем в век, так называемой префигуративной культуры, когда не только дети учатся у своих родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.

А ведь, согласитесь, если дети могут встать на позицию «Родителя» в одном случае, то, скорее всего, они будут позволять себе забираться наверх и в других ситуациях. Отсюда – раздражение, агрессия, хамское поведение некоторых молодых людей по отношению ко взрослым.

А теперь вспомните наших предков этак в веках 18-19, когда культура была постфигуративной (дети учились только у родителей, а не наоборот).

Сама система воспитания была достаточно жесткой. Дети обучались определенным манерам, знали правила этикета (по крайней мере, в дворянской семье), почтительно и уважительно относились к своим родителям и старшему поколению в целом (и это касалось не только знатных семей, но и простого народа). Дети обращались к родителям на «вы» (кстати, в некоторых особо интеллигентных семьях такое обращение сохранялось вплоть до середины 20 века). Они не имели права перебивать взрослых, относились к родителям с почтением и покорностью.

В брачных отношениях между супругами также сохранялась некая субординация, начиная с «вы»-обращения и заканчивая раздельными спальнями.

С точки зрения современного человека все это звучит диковато. Однако во всем этом я вижу один положительный момент – наличие культуры общения, вежливости, соблюдение правил приличия – т.е. наличие ограничений.

Дети ограничены в поведении по отношению к родителям (родители, кстати, тоже, особенно с середины 20 века), жены – по отношению к мужьям, а мужья – по отношению к женам. В своем общении люди не могли позволить себе выйти за определенные рамки, потому что это было не принято и считалось проявлением бескультурия.

Вообще, ограничение – это один из признаков культуры в целом. Варвары не ограничивают себя ни в чем (на то они и варвары), а вот культурные, воспитанные люди следуют определенным правилам этикета, в основе которого также лежит ограничение, деление на «можно» и «нельзя».

Высшее проявление культуры – это самоограничение: например, когда я могу мусорить, но знаю, что это плохо, поэтому не буду этого делать. И не потому что мне запрещают мусорить, пугая штрафами, а потому что я сам знаю, что это может негативно сказаться на экологии.

Сегодня же утрачиваются не только «внешние ограничители» (правила этикета, мораль), но главное – исчезает самоограничение (в этом, конечно, мы по традиции обвиним западную цивилизацию с ее эгоистичной, потребительской философией), многие люди живут по принципу «что хочу, то и творю».

При этом с усложнением мира мы все тщательнее начинаем оберегать свое интимное и личное пространство, пуская в него далеко не каждого и отвергая людей, которые пытаются вторгнуться в него без разрешения.

Единственная сфера общения, где пока действуют ограничения, т.е. отдается дань вежливости и этикету – это общение с незнакомыми, малознакомыми, старшими, вышестоящими людьми и т.д. (да и то не всегда).

Вспомните, как вы обычно обращаетесь к незнакомым людям – с известной долей уважения. Так мы приобретаем новых друзей, партнеров, вступаем в любовные отношения и пр. Начало такого общения, т.е. знакомство, в высшей степени пронизано ритуальностью. Мы стараемся лишний раз не тревожить человека, звоним до 22.00, пропускаем вперед, очень чутко реагируем на слова вашего собеседника, мы внимательны, осторожны в выборе слов, боясь ненароком обидеть человека и т.д. Причины того различны. Некоторые люди ограничивают себя, когда они заинтересованы в общении с человеком, другие же – потому что по-другому им не позволит общаться культура и воспитание. И вот второе, на мой взгляд, является ключевым.

А теперь посмотрим на семейные отношения.

Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, мы вроде заинтересованы в общении с родными (мужьями, женами, родителями, детьми, прочими родственниками), а с другой – ведем себя так и позволяем говорить в их адрес такие обидные слова, прикрываясь мотивом «я же тебе только добра желаю», как будто совсем не заинтересованы. Более того, все приличия в общении с домашними практически сводятся на нет. То, чего бы мы не позволили себе сказать или сделать по отношению к чужому человеку, мы с легкостью обрушиваем на своих родных.

Отсюда – конфликты, раздоры, распри, непонимание, и как следствие – побеги из дома, расставания, разводы и пр.

Отчего-то родных людей мы воспринимаем как данность, т.е. как нечто само собой разумеющееся. Причем чем ближе человек, тем меньше ограничений в общении. Какое уж тут самоограничение, когда эмоции хлещут через край.

Мне думается, что если бы супруги в браке руководствовались хотя бы какими-то правила приличия, вежливости, то, наверное, и браки были бы крепче. И если бы дети и родители по отношению друг к другу также соблюдали бы некоторые ограничения, то конфликтов отцов и детей стало бы гораздо меньше. Вообще, на мой взгляд, в основе такого поведения лежит уважение к близким людям. Согласитесь, любовь и уважение – это разные вещи. Можно любить человека, но не уважать его и наоборот.

Я не призываю накапливать обиды, молчать, когда плохо. Разговаривать нужно, как учит нас психология. Но вот немного вежливости и уважения в общении с близкими все же не помешает!

В общении с близкими людьми нужно сознательно ставить для себя некие ограничения, как если бы вы разговаривали с чужим человеком: вот это я могу сказать или сделать, а вот мне воспитание не позволяет!

Эх, если бы все рекомендации подобного толка выполнялись бы…

 
 
 

Comments


Избранные рецензии
Облако тегов
  • Vkontakte Social Icon

© 2015 «Myself». Сайт создан на Wix.com

bottom of page